Безопасность на Алтае. Что нужно знать туристу

Author: Kiryanov Aleksey
Безопасность на Алтае. Что нужно знать туристу

Сегодня пост, который мало кто будет читать) – про безопасность. Тема ответственная, спорная, важная, но так как мы живем в России – мало кому интересная. Потому что безопасность – это не громкие слова, яркие красочные проекты и впечатления, а очень скучная системная рутина, мешающая по-настоящему отрываться.

Ниже – сугубо мой взгляд*, никому его не навязываю. Это не строгие рекомендации, а, скорее пункты, на которые стоит обратить внимание. 

В этом посте расскажу про принципы и основные вопросы, а в следующих, если интересно, пройдемся по частностям в конкретных видах туров.

Для кого это письмо

61c6fdff-5ac6-48d5-b184-b6c5e5056423 (1).jpg

Письмо для тех туристов, которые едут в тур с туроператором. Самостоятельные туристы, как правило, понимают, что надеяться будет не на кого и готовятся более тщательно. А вот коммерческие туристы более беспечны, так как надеются,  что туроператор всё сделает за них (и правы). 

Кстати, думаю будет полезно и коллегам-туроператорам. Я за то, чтобы туриндустрия на Алтае, в целом, становилась безопаснее и цивилизованнее, а в этой сфере обмен опытом никогда не лишний.

Российский подход к безопасности, который мне не близок

Положа руку на сердце, надо признать – в России к безопасности подходят халатно (русский авось, показуха, снятие с себя ответственности). Это проявляется повсеместно, как на уровне частных организаций и государства (от ситуации на дорогах до проектирования зданий), так и на уровне личной ответственности человека за себя (многие даже не пристегиваться в машине).

29534e2a-8712-4213-a7f0-82a614364c46 (1).jpg

К примеру, всем известны объявления "осторожно, сход снега", которые, если вас прибъет, позволяют криворукому проектировщику здания сказать "ну я же предупреждал!". Или возьмите подход к безопасности на дорогах – у нас вешают знаки ограничений и потом наказывают за превышение (а в случае убийства человека превышение становится отягчающим фактором). А надо проектировать улицы так, чтобы даже сумасшедший, пьяный или тупящий в телефон водитель, не видящий знаков, не мог сильно разогнаться и убить человека (лежачие полицейские, искусственные изгибы дороги и сужения, островки безопасности).

cda973c9-63a9-4f54-b508-80a3faafea02 (1).jpeg

Мне ближе такой подход к безопасности, когда проблема решается до ее появления, например, объявление о сходе снега даже не нужно, потому что на крыше стоят удерживающие снег устройства (смотрите фото, это снежный регион в Словении) и он понемногу сам растает, а не слетит убийственными тоннами.

Почему надо подходить комплексно

Чтобы организация безопасности не отравляла путешествие, важны баланс, здравый смысл, ответственное отношение к рискам и общее принятие неопределенности жизни. Поэтому организовывать её надо комплексно на всех уровнях, а не выносить мозг на каком-то одном.

a20a570f-123f-440a-a659-f07f0b5cdae9 (1).jpg

С рафтами идет катамаран страховки. Сейчас часто берут каякера вместо катамарана (на мой взгляд это, конечно, лучше, чем ничего, но возможности по спасению у каякера ограничены)

Уровень 1: на маршруте. Активная безопасность – это недопущение возникновения несчастных случаев во время тура: проброс страховочных веревок в горном походе, страховочный катамаран на сплаве и выставление страховки в порогах, отдохнувший водитель, который аккуратно ведет, следование технике безопасности. В общем, всё то, что делается на маршруте, чтобы турист остался цел и невредим.

5496dcc2-bf7b-4323-ac6f-ac526c675127 (1).jpg

За велосипедистами можно пускать машину "на аварийке" – так меньше шансов, что в них кто-то влетит сзади

Уровень 2: когда что-то случилось. Меры по спасению пострадавшего, когда произошел несчастный случай. Например, турист захлебнулся, сломал ногу, у него инсульт, анафилактический шок или даже просто укусил клещ (ничего серьезного, но надо сниматься с маршрута и двигать к медпункту). Тут помогает быстрая связь (спутниковый телефон, рации, мобильная, посыльные), быстрая помощь на месте, быстрая эвакуация, запасной гид для сопровождения травмированного. Сюда же можно отнести и страховые полисы, так как они влияют на эвакуацию.

6d51a1b4-7218-46c7-a27f-2449cf5cce88 (1).jpg

Рекомендую спутниковый "преднастраивать" или даже приклеивать к нему инструкцию. У нас, например, включаешь и есть две главных кнопки: скинуть GPS-координаты и вызов помощи. Если что-то случилось, то разбираться с телефоном нет времени (ведь мог и гид пострадать, должен разобраться и турист).

Но есть еще уровень 0: предотвращение до тура (да, так можно). Он обычно туристам не виден, но это самый крутой и мощный уровень, ведь на нем проблема безопасности решается или снижается еще до момента её наступления. Вот, к примеру, что можно делать:

  • Подбор правильного уровня нагрузки и опасности. К примеру, мы в турах подбираем участки так, чтобы уровень опасности и нагрузки соответствовал туристу. С сильным туристом мы пройдем труднодоступную горную тропу, а с гипертоником пройдем что-то полегче. Уровень опасности и нагрузки должен быть релевантным, тогда и риски меньше и туристам лучше.
  • Подбор участников группы и гида к группе. Если группа равномерная, то слабые не будут "загоняться" (и у них не полезут болячки и травмы). Если группа разношерстная, то сильные будут гнать, а слабые будут выдыхаться, у них начнет сдавать сердце, начнутся травмы, вплоть для снятия с маршрута (а это тоже отдельная опасная история). Великое дело когда группа ровная. Например, когда в группе одни дряхлые старички, то тихой сапой и в своем ровном темпе они даже на Учар ходят.
  • Не экономить на безопасности. Объясню на примере. Есть на Алтае река Чуя. На ней часто проводят Чемпионаты России по рафтингу, она непростая для сплава, потому что узкая, требует много маневров и сил туристов.  Вдоль реки идет Чуйский тракт, по которому, в нормальном туре, будет ехать машина сопровождения со всем грузом, а вы будете плыть налегке и будет легче маневрировать или обносить пороги. А вот в туре, где машины сопровождения нет – весь груз везется на рафтах. Груженый рафт менее управляем и его легче зажать в камнях и перевернуть. Груженый рафт, при перевороте, убивает людей своим весом (такие случаи бывали) и его потом очень сложно вытаскивать. Обнос порога становится очень проблемным и гиду проще порог пройти сильно рискуя, чем обносить. Физику не обманешь –  тур без машины сопровождения опаснее.

Как планировать безопасность

Итак, большинство самых действенных мер – это предупредительная безопасность. То, как подготовлен и спланирован тур, как подобраны компоненты – будет влиять и на безопасность на маршруте и на успешность действий при происшествиях.

В глобальном плане вся безопасность делается не на самом туре, а задолго до него. Это планирование маршрута, подбор снаряжения, средств связи, страховых полисов, подходящих гидов и группы (уже много про это писал, фоновая подготовка в работе туроператора – всё).

Вот даже просто правильный подбор снаряжения к туру (ну и его наличие конечно) – это уже большой шаг к безопасности.

75a2293b-923c-4a4f-ba89-49be910b0f06 (1).png

Важно всё, вплоть до мелочей. Влияет даже цвет – к примеру, некрасивый шлем турист будет стесняться надевать и будет постоянно снимать (фотают же!) и риск травмы возрастает. Не говоря уже про удобство – неудобный гидрокостюм, рюкзак, спасжилет или шлем не по размеру могут просто невероятно задолбать за тур. Взяли неудобную кепку в поход – вот вам и солнечный удар. А казалось бы, всего лишь кепка. Практика такая, что всё что не нравится или неудобно – не будет использоваться.

Ваша подготовка

f4f9f7ac-148f-4940-bfff-621eb8ebde5f (1).jpg

Бывает тяжело, очень тяжело, очень-очень-очень тяжело, ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ тяжело. И где-то в конце шкалы – пеший поход по горам с рюкзаком.

Ваша подготовка очень влияет на вашу безопасность. Если вы выбрали сложный тур, то хотя бы немного подготовьтесь – потренируйтесь, похудейте, разносите обувь, подберите одежду и походите в ней (а если оператор не выдает снаряжение, то и снаряжение). Возьмите свои специфичные лекарства.

Ну и трезво посмотрите на тур (хоть стандартно и пишут "подходит всем без подготовки", часто это не совсем так, а точнее – совсем не так). Может быть стоит начать с чего-то попроще, чтобы понять вообще, ваше это или нет?

Потому что ожидание и реальность могут различаться капитально. К примеру, обычному неспортивному человеку я бы не советовал сразу идти в сложный пеший поход – можно навредить здоровью и навсегда отбить охоту. Или в долгий водный поход, так как постоянно быть мокрым надо привыкнуть. Или бывает что просто страх воды у человека. В общем, неправильно подобрав, тур легко превращается для туриста в муку.

Задавайте себе главный вопрос

76c06b13-b7f8-436f-bd19-402dfc1532e3 (1).jpg

Главный вопрос, который вы должны себе (а мы, как организаторы, себе) задавать - "Что, если..?". Что если рафт перевернется вот тут? Что если будет острая аллергическая реакция во время похода? Что если отравление? Что если град с кулак? Что если не будет связи? Что если туристу нужно сняться с тура, а гид один?

Последовательно отвечая на такие вопросы, можно хорошо подготовиться. На узкоспециальных турах надо изучать технику безопасности. Там каждый пункт выстрадан и к ней надо прислушиваться. Если написано, что шлем надо надевать даже если просто ходишь по берегу значит кто-то уже упал и пробил себе голову. Шлем можете дома не надевать при катании н велосипеде по городу (там хотя бы "скорая" приедет сразу), а в горах до "скорых" далеко и даже небольшая травма может заставить прекратить маршрут. Так что, будьте добры перестраховаться.

Регистрация группы в МЧС. Как это работает (и не работает)

Уходя на маршрут в зону без связи вы можете зарегистрироваться в МЧС. Называете маршрут и дату своего возвращения/выхода на связь. В назначенный день вы должны позвонить и "сняться" с маршрута.

Эта система возникла, когда не было ни спутниковых, ни сотовых телефонов – группа уходила в горный поход, потом, спустя 10 дней, спускалась в деревню к единственному телефону в округе и отзванивалась – "с нами всё ОК". Если не позвонили, значит с группой что-то случилось и спасателям нужно выдвигаться к вам. Тогда, давно, другого способа, кроме неявки группы, узнать о проблеме не было. 

Но сейчас, на мой взгляд, такая система уже не отвечает духу времени и не работает в случаях, когда нужно быстрое реагирование. Представьте что у вас острая аллергическая реакция или инсульт в 3-й день путешествия (из 10-ти)? Ждать 8 дней пока МЧС выйдет за вами на поиски? В МЧС работают очень крутые ребята и вас, конечно, рано или поздно найдут, но вы, скорее всего, уже умрете. Фактор времени при несчастном случае часто критичен.

Да, при сложном походе зарегистрироваться все равно не помешает (вдруг у вас спутниковый телефон сломается), но теперь, зная как это работает, уже сами решайте надеяться на это или нет. Для туров в зоне связи или нормальных дорог регистрация не имеет смысла – быстрее будет доставить пострадавшего самим или вызвать на помощь по телефону. 

Страхование. Какое имеет смысл

b0ccbf4a-ea30-4423-8bdf-e77dc504acc7 (1).jpg

Туроператоры особо подчеркивают свое нахождение в реестре туроператоров. Но, на мой взгляд, это гигиенический фактор и к качеству туров слабо имеет отношение, ведь чтобы внесли в реестр, нужно всего лишь заплатить 15-30 тысяч рублей за страховку и иметь ООО (даже если оно только что зарегистрировано)

Выделю 5 уровней "серьезности" страхования. Для разных туров подходят разные – нужно подбирать подходящий, а не самый дешевый.

  1. Общая страховка туроператора. Обычно сумма покрытия 500 000 рублей. Покрывает расходы, связанные с гражданской ответственностью туроператора – например, группа не набралась и он отказался проводить вам тур (а у вас билеты невозвратные) или обманул или еще что-то. Вы подали на него в суд, вам выплатят деньги из этой страховки. Такая страховка нужна туроператорам, чтобы внесли в реестр туроператоров.
  2. Страховка медрасходов. Это самый дешевый полис страхования от "несчастного случая", но для граждан РФ он не имеет особого смысла, так как медрасходы покрываются полисом ОМС. Медрасходы - это вызов "скорой помощи" и экстренная помощь в больнице. Актуально для иностранных граждан (у которых и так страховка эта есть), а вот если такую делает туроператор вместо страховки от НС, то это профанация.
  3. Страхование от "несчастного случая". Это смешное название, потому что, по факту, от несчастного случая она ни капли не защищает, а просто потом вам выплатят деньги за ущерб здоровью или оплатят недорогое лечение. Сломали палец – получите немного денег. Мы, например, такую делаем только на экскурсионные туры, потому что, в целом, она в организации безопасности не помогает (смотрите пункт 5).
  4. Страхование от укуса клеща. Опять же, от самого укуса не страхует, но можно будет поставить иммуноглобулин в случае укуса в ближайшем медпункте. Стоит 350-450 рублей, а укол 5 000-10 000 рублей, в зависимости от вашего веса. Это дело добровольное, может быть включена в турах, может не быть, часто есть возможность докупить. К примеру, у нас в турах такая есть только до 1-го июля (дальше уже сезон клещей кончается и страховые перестают ее делать). Считаю, что ее имеет смысл делать.
  5. Страхование от "несчастного случая с покрытием эвакуации вертолетом". Эта страховка в разы дороже, но, по сути, только она и имеет реальный смысл для спасения жизни. Ведь даже если вы дозвонились до МЧС в критической ситуации, то такая страховка, в случае тяжелых травм или критического состояния, дает преимущество эвакуации. Практика такая, что в МЧС тоже мало кто хочет брать на себя ответственность за расходы на вертолет (а страховка это оплатит). Если момент будет спорный, то могут вывозить долго, а если есть страховка, то вертолет легче дадут (власти деньги считают, а час полета стоит очень дорого). Многие туроператоры делают такую страховку в горные походы или сплавы. Мы обычно делаем ее на туры с труднодоступными участками – в основном на те возможные случаи, когда или серьезная травма, или резкое ухудшение здоровья и потребуется срочная эвакуация. На простые туры нет смысла ее делать, потому что, если пострадавший доступен для вывоза автомобилем, то вертолет не погонят, да и на машине будет быстрее. Но, к примеру, Чулышманская долина тоже доступна автомобилем, но ехать до больницы долго и тряско, поэтому сюда тоже делаем. 

Аптечка 

dc163333-7595-47b6-ac30-6e2ff75dc169 (1).png

На маршруте должна быть аптечка (ну это очевидно, Кэп).

Лучше если это будет не просто аптечка для "галочки", а расширенная, подходящая виду тура и отвечающая на максимум вопросов "что если?"(понос, перелом, анафилактический шок, отравление, гипертонический криз итп). К сожалению, не знаю какие аптечки у других туроператоров. К примеру, мы свою составляли когда-то с врачом и выбирали "безрецептурные лекарства с минимум побочек, подходящие даже детям". Почему такие – потому что на турах могут вылазить неожиданные болячки, люди не имеют анамнеза и не в курсе что переносят, а что нет. К счастью, редко что пригождается.

При составлении аптечки лучше исходить не только из того, чтобы лечить, но и чтобы предотвращать (уровень 0!). Поэтому, к примеру, у нас там дезинфицирующий гель для рук, крем от загара с, подходящим Алтаю, SPF и даже бутилированная вода (если в машине), ведь защитные системы туриста и так нагружаются новыми для него микрофлорой, часовым поясом и в целом другой климатической средой – надо помогать).

Почему с местными может быть безопаснее

26d5f20f-c284-4fcc-861a-3c2c3380d856 (1).jpg

Я бы про это не писал (потому что, даже представить не мог что так можно), но мы многого насмотрелись когда занимались турами-походами – там и людей с инсультом бросают (наши гиды помогали им) и гипертоников одних возвращаться отправляют (потом люди теряются), группы по рекам ходят без просмотров и страховки. В общем, глаза б мои не смотрели)) и вопрос не праздный.

Суть в том, что даже самый плохонький местный туроператор будет лучше реагировать на несчастный случай, по одной простой причине – группе есть к кому обратиться и есть фоновая поддержка.

Если на маршруте что-то случится, то в первую очередь помогает не МЧС, а туроператор. Гиду нужно сделать один звонок в офис или еще как-то сообщить: "я там то, случилось то-то, давайте решать". Если гид без спутникового, то он может дойти до точки связи или попросить проезжающих позвонить и сообщить о проблеме. Если группа не вышла на связь, то оператор сразу начинает искать по своим каналам – спрашивает у коллег, обзванивает проходные пункты.

Туроператор уже вызывает МЧС, привлекает специалистов, консультирует, решает со страховыми компаниями. И отправляет свой персонал на помощь (или тех подрядчиков, кто ближе). И решается это не на самом туре, а в местах с нормальной связью.


А с самостоятельными туристами случись что, кто им будет помогать? Ну вот представьте, прилетела группа из Москвы (даже если со своим опытным гидом) и пошли они к Белухе. Но в середине похода кто-то травмируется и не может идти дальше, что делать гиду? Бросить группу  и остаться с больным? А остальной группе что делать? Сниматься с маршрута? Идти без гида дальше и еще хуже будет? Сложный вопрос. Местным туроператорам проще – они вышлют запасного гида, организуют эвакуацию, попросят коллег о помощи. 

Самостоятельная группа тоже, при должной подготовке тура, нормально справится, но им тяжелее просто из-за отсутствия местных связей.

Локус контроля

a707c127-d39b-4071-ba7d-48bafb421c72 (1).jpg

Напомню, что к безопасности надо относиться ответственно и это, в первую очередь, ваша ответственность – от физподготовки до выбора тура, от следования технике безопасности до простой осторожности вдали от медпункто. Поэтому, мои советы – это всего лишь советы и наш опыт, которые могут вам не подойти. А что подойдет – это уж решайте сами, не стоит слепо верить статейкам в интернете).




С радостью бы рассказал вам примеры из жизни других туроператоров, про другие подходы и способы, но тема безопасности непопулярная и малообсуждаемая. В следующем письме попробуем разобрать безопасность в разных видах туров (именно со стороны туристов), чтобы вы могли отличить нормальную организацию безопасности от бестолковой.



*Я вырос в горно-алтайской школе водников (одна из опытнейших и сильнейших в мире). Подход к безопасности в ней капитальный, принципиальный и эффективный (примерно как концепция нулевого травматизма Vision Zero). Вода беспощадна, это очень экстремальный вид спорта и у всех, так или иначе, переворачиваются лодки и выпадают люди, но организация безопасности решает что с ними будет (я сам несколько раз чуть не утонул, но был спасен именно грамотной страховкой). На этот подход уже потом наложилась теоретическая подготовка и опыт организации туров.


Остались вопросы? Задать можно в Телеграм-чате.




357afb53-6c3e-4b80-ba78-336df8db76a1.png



Однажды, на тренировке по рукопашному бою, при отработке высвобождения из захватов, одна из девушек спросила тренера:
 - А вот что делать, если вот так (показывает как) прям держат и вообще не вырваться? 
- Ну, для начала надо переехать из Кемерово* в более безопасный город, - ответил он. *Кемерово, в котором я учился в начале 00-х, был откровенно криминальным и опасным.
- Но я не собираюсь уезжать, - говорит девушка.
- Тогда не ходи ночью, - сказал он. А если ходишь, то учись быстро бегать. В общем сделай всё, чтобы в такую ситуацию не попасть. А если уж попала, то вот мы и учим эти приемы, которые вообще-то не панацея, но лучшего у тебя не будет на тот момент.

Такая вот короткая лекция по принципам организации безопасности).



Спасибо, что читаете. До встречи в следующих постах)

Алексей Кирьянов (FB, Inst)


Mailing for the first time comers to Altai

9 - Edited (2).pngIf you are going to visit Altai, you probably started with searching for the information in the internet: how, what, where, how much, what are the routes, reservation, sightseeings and tours. That's a huge work and it is time consuming.

Our mailing is a set of several letters full of concentrated and structured information, links to well-tried sights and sources and answers to questions.

More interesting


In the blog we write advice to travelers, answer questions, tell about Altai.


Сегодня о том, что у вас остается после путешествия – о впечатлениях в памяти и фото-видео на гаджетах (о физических штуках поговорим в другой раз).
18.02.2020
  • 135
Author: Kiryanov Aleksey


Back to the list of entries


Контакты